У нас беда! Никто (почти) из библиотекарей, специально в институте обученных этому, не умеет правильно рассказывать о книгах на выставке.
Непонятное и наукообразное слово "алгоритм". Но без него никуда. Иными словами "кухня" на которой приготовится блюдо под названием "обзор".
Приготовим рыбу, на которую нанизываются слова.
- Оценка персонажей, их действий. Здесь не нужно описывать всех участников
Итог рассуждений – ваши мысли и чувства относительно
Можно и нужно показать похожие книги. А также назвать книги этого же автора.
Непонятное и наукообразное слово "алгоритм". Но без него никуда. Иными словами "кухня" на которой приготовится блюдо под названием "обзор".
Приготовим рыбу, на которую нанизываются слова.
С одной стороны рассказывать о книгах, не ограничивая себя , как свободное сочинение, довольно легко: когда нет заданных рамок и можно озвучивать исключительно собственные мысли, у вас больше простора для творчества. Но есть у этой медали и обратная сторона – такой рассказ может оказаться довольно сумбурным.
Чтобы этого не произошло, при рассказе лучше рассуждать последовательно и пользоваться планом.
ПЛАН:
Введение. Здесь можно рассказать о событии, поделиться историей – ознакомительная экскурсия по событиям, отражённым в книгах на выставке. При этом не должно звучать:
- первый раздел выставки, второй раздел выставки...Конечно, если библиотекарь хочет, чтобы его продолжали слушать.
Этот раздел должен быть не менее трёх и не более десяти предложений.
С кондачка общение никому ещё не удавалось. Поэтому всё, что планируется сказать, должно быть написано.
Тут же кратко дается оценка книги – понравилась или не понравилась, заинтересовала, произвела впечатление, развеселила или показалась полезной и назидательной.
В этой части обязательно нужно указать название книги и ее автора в начале обзора и в конце ещё раз показать обложку и назвать автора громко и внятно. Для чего? Потому что запоминается обычно последняя фраза. А поскольку слушатели не знали ничего о книге, представляемой к прочтению, то первые несколько фраз прошли мимо их ушей.
Иными словами: Вас не увидели и не услышали.
Если только...
Начать рассказ можно с неожиданной фразы. Это может быть цитата из книги. Ваша самая любимая!
Например, фраза из "Алисы в стране чудес" Льюиса Кэрролла:
- А вы можете исчезать и появляться не так внезапно? А то у меня голова идет кругом.
- Хорошо, - сказал Кот и исчез - на этот раз очень медленно. Первым исчез кончик его хвоста, а последней - улыбка; она долго парила в воздухе, когда все остальное уже пропало.
- Д-да! - подумала Алиса. - Видала я котов без улыбки, но улыбки без кота! Такого я в жизни еще не встречала.
- Хорошо, - сказал Кот и исчез - на этот раз очень медленно. Первым исчез кончик его хвоста, а последней - улыбка; она долго парила в воздухе, когда все остальное уже пропало.
- Д-да! - подумала Алиса. - Видала я котов без улыбки, но улыбки без кота! Такого я в жизни еще не встречала.
Чеширский Кот – это кошачий образ человека-шутника. И хотя Чешир не является основным персонажем сказки, он всё равно производит на всех неизгладимое впечатление.
По одной из теорий, в графстве Чешир, где родился сам писатель Кэрролл, некий неизвестный маляр рисовал ухмыляющихся котов над дверьми таверн. По задумке это были скалящиеся львы (или леопарды), но ведь в Чешире мало кто видел настоящих львов.
Вторая версия состоит в том, что некогда вид улыбающихся котов придавали знаменитым сырам из графства Чешир.
После того как слушатель огорошен, нужно брать быка за рога.
И не снижать градус!
Рассуждение.
- Насколько важна тема, затронутая автором? Актуальны ли проблемы, которые были подняты в произведении?
- Сделайте небольшой обзор событий, которые описаны в книге. Но ни в коем
случае не пересказ сюжета. Не раскрывайте все секреты: если вы пишете о
детективе – можно описать завязку, но ни в коем случае нельзя указывать, что
убийцей оказался садовник. При этом можно обозначить самые важные
эпизоды.
- Оценка персонажей, их действий. Здесь не нужно описывать всех участников
– достаточно двух-трех главных героев книги.
- Обязательно нужно выразить свое отношение к героям и их судьбам
- Особенности книги. Возможно, это произведение написано очень интересным
языком, а может, вам понравились забавные диалоги, красивые описания
природы,
необычное построение сюжета, трогательная история, читая
которую, вы не смогли сдержать слез, – все это нужно отметить.
Итог рассуждений – ваши мысли и чувства относительно
представленной книги.
Можно и нужно показать похожие книги. А также назвать книги этого же автора.
Самое главное, не надо пересказывать книгу и её сюжет!!!
Таких книг в обзоре должно быть очень немного. Внимание сохраняется у
слушателей лишь на короткое время.
Подготовительная работа
Текст выступления необходимо напечатать и желательно выучить
.
Негоже библиотекарям разговаривать с читателями, повернувшись лицом к
выставке или уткнувшись в текст или книгу.
Кстати, это очень заметно, когда библиотекарь впервые открывает книгу о которой собирается говорить перед читателем и листает её, пытаясь из текста ухватить хоть что-то. Если Вы хотите сохранить внимание , нужно отказаться от такой привычки. Если читателям не понравится рассказ, ничто не заставит их читать, как бы Вы не старались.
Все правильно! Единственное, с чем я бы "поспорила" ( это фраза носит риторический характер!) так это с тем, что я например не люблю выказывать свое личное отношение к книге. Иногда это помогает, иногда портит. ( тут много разных психологических аспектов, вплоть до личного отношения к вам читателя, и если есть например, не очень хорошее отношение к библиотекарю,. , то эффект + 0., или дети обычно делают все наоборот- возраст у них такой ну и т.д.) ) Как я поняла - это презентация книги с выставки, а не обсуждение книги. Я со всем согласна, кроме выражения СВОЕГО личного отношения к книге. Мне кажется достаточно ограничиться фразой ( при презентации книги с выставки). Я прочитала. Мне понравилось! И дальше уже заинтересовать читателя самой книгой и автором всеми вышеописанными способами. А вот уже в индивидуальной беседе с читателем, если он выразил желание узнать мое мнение о книге, уже дала бы развернутый ответ, не раскрывая содержания.
ОтветитьУдалитьНу это конечно мое личное мнение и мой личный опыт.А за пост - спасибо! У меня есть спец, внеплановый библ. урок-конкурс как рассказать о книге. Детям нравится!
Спасибо за комментарий, огромное. Конечно Вы правы, писала, торопилась, просто накипело. Бывает
УдалитьКруто!
УдалитьЗамечательно просто! :)
ОтветитьУдалитьИ по смыслу очень важно и нужно (а то некоторые "специалисты" считают, что нет ничего проще, чем сделать обзор книжной выставки), и по форме очень занимательно и остроумно.
Спасибо! :)
Какой полезный и красивый пост))))Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗанимательное, краткое изложение методики подготовки библиографического обзора. То, что когда-то изучали на уроках библиографии полезно иногда повторять, а еще полезнее - не забывать.
ОтветитьУдалитьОчень интересно и полезно , особенно библиотекарям со стажем!
ОтветитьУдалитьМарина Супер! Прочла. так захватило. Спасибо.
ОтветитьУдалить