Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и
самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.
Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее
приближённым к реальным способам оценивания. Его основной смысл – показать всё,
на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно
проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше.
Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего
профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов
работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми
знаниями, умениями, наработками.
Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального
прогресса, представление деятельности и профессионального развития за
определённый период времени.
Задачи:
проанализировать и
обобщить свою работу;
связать воедино
отдельные аспекты своей деятельности;
отразить динамику профессионального развития;
отразить динамику профессионального развития;
представить опыт
своей работы наиболее полно и эффективно.
Функции портфолио:
диагностическая –
фиксирует изменения за определённый период времени;
содержательная –
раскрывает спектр выполняемых работ;
развивающая –
обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
мотивационная – поощряет результаты деятельности;
рейтинговая – позволяет определить количественные и
качественные индивидуальные достижения.
Практическая значимость портфолио:
аттестация в будущем;
лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
систематизация деятельности библиотекаря;
фактор, стимулирующий профессиональное развитие.
Модели портфолио
Портфель достижений (для себя и для других)
Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной
или творческой деятельности
Портфель-самооценка (для себя)
Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или
отдельных аспектах профессиональной деятельности
Портфель-отчёт (для других)
Показать успешность и доказать прогресс
исследовательской,
профессиональной и творческой деятельности
Доказательство прогресса отслеживается по конкретным
результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой
деятельности.
ТИПЫ ПОРТФОЛИО
При разработке структуры портфолио целесообразно
ориентироваться на три основных его типа:
Портфолио документов включает сертифицированные
(документированные) достижения библиотекаря:
дипломы (федерального, муниципального, окружного, библиотечного
уровней);
грамоты;
свидетельства;
удостоверения;
справки;
В нём могут размещаться копии указанных документов.
Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).
Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих
основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой
активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый
массив документов. В него могут входить:
конкурсные работы;
проекты развития библиотеки;
тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических
объединениях (или их аудио- и видеозаписи);
сценарии различных массовых мероприятий;
электронные документы – различные презентации,
разработки в помощь проведению, обзоров, выставок;
видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;
печатные работы.
Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём
материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе
видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку
профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие,
оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность
работника и т.п.
Портфолио отзывов – это характеристики отношения
библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к
своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает
оценки мероприятий коллегами, администрацией,
методическими объединениями и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются
рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.
Можно конструировать либо простые модели портфолио
(реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве
своих разделов).
Например:
А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде
портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.
Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел
документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел
работ и раздел отзывов.
В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный:
раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.
ВИДЫ ПОРТФОЛИО
Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два:
личный и тематический.
Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом библиотекаря.
Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его
предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте
библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в
проектировочной деятельности.
Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный
портфолио свои размышления в виде эссе.
Например, сразу после «портрета» – размышления на тему
«Профессия библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современном мире». А перед
программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение,
почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют
профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её
анализировать, делать выводы, видеть перспективы.
В личном портфолио можно разместить результаты
профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и
навыков.
Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой - либо темой.
Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой - либо темой.
. Использование тематического портфолио даёт возможность
сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в
дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный
уровень.
Тематический портфолио может включать:
план (структуру, схему) занятий или разработки темы;
пояснительную записку, где приводится краткая
информация об авторе, форме представления материала и т.д.;
обоснование темы (предметного курса), своё видение
данной темы, каких результатов ожидаете;
программу курса
самоанализ проведённой работы;
фактографический материал по теме (списки литературы,
копии статей, схем и т.д.);
отзывы коллег, на посещённые ими занятия;
подведение итогов, определение перспектив.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО
У большинства библиотекарей, работающих более трёх лет,
имеются десятки папок с тематическими подборками, разработками мероприятий и
выставок, различные проекты, исследования. Есть папки с грамотами, дипломами,
сертификатами, тетради или папки с отзывами о мероприятиях и множество других
материалов. Это и есть составляющие вашего портфолио – нужно только отобрать
главное и привести всё в систему. Но прежде чем начинать
формировать портфолио, ответьте на следующие вопросы:
Для чего я хочу создать портфолио?
В зависимости от ответа определите тип и вид вашего
портфеля достижений – простой или комплексный, личный или тематический.
Что я включу в портфолио?
Профессиональный портфолио рекомендуется делать за
последние 3–5 лет, но некоторые материалы, например грамоты или дипломы
регионального и федерального уровня, можно включать и за 10–15 лет.
Только вам решать, какие разработки отобрать в портфель
работ и какие отзывы и рецензии в портфель отзывов – самые лучшие или все,
которые есть. Это ваш портфель достижений, и его содержание
определяете только вы. Помните одно – нельзя объять
необъятное.
Как будет организован портфолио?
Во-первых, что это будет – файловая папка с печатными
материалами или электронный вариант? Или и то, и
другое? Ведь в каждом из вариантов есть свои плюсы и
минусы.
Во-вторых, как будут расположены материалы. В прямой
хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в обратной – для демонстрации
последних результатов? Или вы распределите материалы по видам: в части для документов – дипломы,
грамоты, сертификаты, удостоверения, справки, свидетельства; в части для работ – проекты, программы,
конкурсные работы, публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т.д.
В зависимости от этого оформляется перечень материалов
портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как печатного, так и
электронного варианта. Этот перечень можно оформить в виде списка, но оптимальный вариант – таблицы (см.
«оформление портфолио»).
Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к нему
открытый доступ?
Вариантов несколько – в библиотеке, у администрации, в
методическом кабинете. Возможно, вы сделаете два варианта: один – более полный,
расширенный – для отдела, другой – самое важное – для администрации.
Если хранение предполагается в библиотеке и доступ предоставляете вы – в портфеле документов можно собирать оригиналы, если ваш портфель достижений будет храниться в другом месте – лучше сделайте копии. В любом случае, сформировав портфолио, представьте свою работу администрации.
Если хранение предполагается в библиотеке и доступ предоставляете вы – в портфеле документов можно собирать оригиналы, если ваш портфель достижений будет храниться в другом месте – лучше сделайте копии. В любом случае, сформировав портфолио, представьте свою работу администрации.
Самый лучший вариант представления – защита или
презентация портфолио перед коллективом или методическим объединением
библиотекарей района или города.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО
В настоящее время не существует единых стандартов и
требований по организации и оформлению библиотечного портфолио. Главное,
чтобы он был логически выстроен.
Вот некоторые рекомендации и пожелания на эту тему.
Можно оформлять портфолио в виде файловой папки с
заголовками разделов.
Каждую работу, документ, подборку материалов помещайте
в отдельный файл.
Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы
можно было проследить динамику.
В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на
документы или их копии с указанием номера приложения.
В электронном варианте для удобства навигации
целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из
презентации портфолио и перечней.
Спасибо за информацию о составлении портфолио, поучительно. Замечательная работа, перенимаем опыт.
ОтветитьУдалить