3 Января - День памяти Ярослава Гашека.
Незадолго до смерти он писал о самом себе:
"Надеюсь, вы помните этого милого молодого человека. Он любил государя императора, писал разные глупости, и физиономия у него была розовой..."
Дразнить читателя было любимой забавой Гашека. Вот как описывал он свое раннее детство:
"В возрасте трех месяцев я укусил кормилицу... В возрасте шести месяцев я съел своего старшего брата... Моя бонна недолго гуляла со мной, так как, достигнув возраста полутора лет, я отвел ее в казармы на Карловой площади и отдал там за два кисета табаку на потеху солдатам".
Юный Гашек был шалопаем и выпивохой, любимцем богемы, якшался с анархистами, писал уморительные рассказы и фельетоны. Он славился своими эксцентрическими выходками. Когда началась мировая война, Гашек вышел на улицу провожать солдат, уходящих на фронт, с русской медалью на груди.
Очередной шуткой Гашека стало купание в женском обличье.
Гашек и его приятель Кудя купаются во Вталве в женским купальных костюмах. Эта фотография, появившаяся в газетах в 1914 году, наделала в Праге много шума.
Однажды он записался в книге проживающих в гостинице под именем "Иван Сергеевич Толстой, торговец из Москвы", а на вопрос: "Цель приезда?" - ответил: "Ревизия австрийского генерального штаба". Его, разумеется, арестовали и отправили в полицейское управление. Когда с приближением русских войск во дворе полицейского управления шли суматошные приготовления к эвакуации, Гашек высунулся в окно и крикнул: "А что, наши солдаты уже в Москве?"
В 1911 году Гашек совершил неудачную попытку самоубийства – он прыгнул с Карлова моста во Влтаву. Неудавшийся самоубийца, к удивлению выловивших его полицейских, оказался трезвым, и по этой причине оказался в психушке.
В 1915 году его призвали в австрийскую армию, но он уклонился: мол, некогда. Тогда его привели в участок под конвоем - и Гашек объявил себя клиническим идиотом (совсем как Швейк, бессмертный герой его будущего романа). Однажды верхом на корове он проник в расположение русских войск и хотел уже сдаться в плен, но наткнулся на двух русских солдат-дезертиров, которые сбежали из части и уговорили Гашека, чтобы он их взял в плен. За этот подвиг он получил медаль. Но вскоре все же перебежал на сторону русских.
В последний год он болезненно растолстел, жаловался на мучительные боли в ногах и желудке, но к врачам не шел, заранее зная, что они скажут: бросить пить и есть острое и жирное.
А жизнь без спиртного, острого и жирного, по мнению Гашека, не стоила ломаного гроша. Уже совсем больной, не встаюший с постели, он попросил однажды коньяку. Шура принесла теплого молока.
«Вы меня надуваете», — грустно сказал Гашек, и это оказались его последние слова. 3 января 1923 года он умер от паралича сердца в возрасте всего сорока лет. Местный священник Отакар Семерад хотел было отказаться хоронить Гашека на кладбище, а только за оградой — у него были с Ярославом личные счеты. Ведь однажды веселый писатель дал шарманщику 10 крон, чтобы тот два часа подряд играл под окнами священника непристойную песенку.
Эту песенку друзья и спели у могилы Гашека. Друзей, впрочем, собралось немного — в Праге решили, что «очередная смерть пана Ярослава» — просто новогодняя шутка. Прага уже дважды оплакивала пана Гашека: сначала когда его казнили легионеры, потом — когда его зарезали пьяные матросы в одесском кабаке», — сообщили утренние газеты 20 декабря.
Всемирно известный писатель Ярослав Гашек, создавший бессмертный роман «Похождение бравого солдата Швейка» жил в Челябинске и работал на Южном Урале журналистом. Он даже женился в одном из Челябинских ЗАГСов и, кстати, не прочь был остаться в нашем регионе на ПМЖ, но не судьба…
Однако на ЧМЗ есть улица Ярослава Гашека
В Челябинске также есть городская библиотека имени Ярослава Гашека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий